Translate Blog

среда, 21 мая 2014 г.

Анастасия Азарова: «В открытой воде нужно всё время включать мозги»

17-летняя липчанка Анастасия Азарова недавно вернулась с тренировочного сбора, на который она отправлялась в составе сборной России по плаванию на открытой воде. Самым большим успехом Насти за последний месяц стала «бронза» этапа Кубка Европы, прошедшего в израильском Эйлате. В интервью «ЛСГ» Азарова рассказала о своём спортивном пути и о нюансах марафонского плавания.

— Настя, в каком возрасте ты впервые попала в бассейн?

— В шесть лет. В бассейне я оказалась благодаря своему папе. Он сам ходил плавать, а потом начал брать с собой и меня. В бассейне мне понравилось, и через некоторое время меня отдали в секцию «Спартака». Со временем начала ездить на детские соревнования, правда, поначалу не очень получалось: успехов выше второго места на юношеском первенстве России у меня не было. Но постоянные и упорные тренировки сделали своё дело. Я почувствовала, что могу плавать намного лучше, и лет с 12 начала занимать первые места на соревнованиях.

— Для тебя существует только первое место?

— Маниакальной жажды у меня, конечно, нет, но всегда хочется быть лучшей.

— Когда решила перейти из бассейна в открытую воду?

— Меня заметила на соревнованиях моя нынешняя тренер Лидия Власевская. Взяла к себе в группу, и вскоре я выиграла чемпионат России на открытой воде. Это был 2012-й год.

— Твой коронный стиль?

— Кроль. Остальные стили с детства шли довольно средне, а к кролю у меня изначальное пристрастие. Техника этого стиля получается лучше всего.

— В чем главное различие между плаванием в бассейне и в открытой воде?

— На открытой воде нет дорожек, здесь не просто плывёшь от бортика к бортику, поэтому во время гонки нужно включать не только мышцы, но и голову. Всегда надо точно знать — как и куда плыть, следить за манёврами соперниц. 

Очень многое зависит от температуры воды, от волн, погодных условий. Бывают помехи и вроде морских жителей — тех же медуз, от которых получаешь ожоги. Но во время дистанции этого не замечаешь: плывёшь и думаешь только о том, как не упустить своих соперниц.

— Некоторые старты проходят в портовых водах, где много грязи. Как с ней бороться?

— Вначале это, конечно, жутковато. Но мы же все в одинаковых условиях плывём. Если уж плавать в грязи — так всем, и от осознания этого становится не так противно, как поначалу.

— Как происходит получение питья в ходе гонки на пунктах кормления?

— На дистанциях бывают круги разной протяжённости и разное количество пунктов кормления. Например, если круг — 2,5 километра, то там два пункта. На пункте кормления получаем напитки от обезвоживания — чтобы подкрепить силы, пополнить запас необходимыми углеводами. Некоторые даже едят бананы. Не целиком, конечно, а небольшими кусочками.

— Олимпийская дистанция — 10 километров. Но бывают и дистанции, размер которых намного больше…

— Самая большая — 88 километров. Это какая-то запредельная длина! Такое расстояние пройти или пробежать — и то непередаваемо трудно, а уж проплыть — настоящая пытка, наверное. Я пока даже и не думаю о покорении подобной дистанции, хотя в отдалённом будущем — как знать…

— Ты пришла в открытую воду в 2012 году, когда состоялась Олимпиада в Лондоне. Каково было уже год спустя на чемпионате мира бороться на одной дистанции с теми, на кого ещё недавно смотрела по телевизору?

— Поначалу было, конечно, немного не по себе. Всё-таки среди соперниц — столько именитых, достигших серьёзных высот пловчих! А тут я, совсем юная, выхожу на свой всего второй международный старт в жизни. Но тренер помогла мне собраться с мыслями, настроиться на заплыв. Ведь если начинаешь бояться соперниц, то проигрываешь им ещё до старта. Накануне удалось выспаться и выйти на дистанцию со «свежей» головой, и это сказалось положительно. В итоге финишировала на 15-м месте. Конечно, хотелось большего: попасть как минимум в десятку сильнейших…

— Не было обидно, когда тебя через несколько дней не взяли в командную гонку, предпочтя Елизавету Горшкову?

— Было, конечно. А с другой стороны я понимала, что у Лизы больше соревновательного опыта, она лучше работает ногами по дистанции. В общем, тренеры посчитали, что её участие в командных состязаниях будет продуктивнее, а я рассчитываю в этом году добрать там, где не удалось раньше. Тем более, что в этом году у нас будет очень сильная команда на чемпионате Европы.

— До старта Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро осталось два года. Отобраться на них — твоя главная цель?

— Да, я очень хочу попасть на Олимпиаду, это моя мечта ещё с детства. Буду делать всё, что в моих силах, чтобы её осуществить.

— Кого выделишь среди соперниц?

— Кого-то одного выделить сложно. У нас в сборной все достаточно ровно выглядят. Если навскидку, то липчанка Анастасия Крапивина, Александра Соколова и Елизавета Горшкова. Из иностранок — естественно, действующая олимпийская чемпионка Ева Риштов из Венгрии. Она приезжает на соревнования только за победой, по-хорошему завидую её настрою, и надеюсь, что в будущем смогу его у неё перенять. Ещё очень хорошо выступает итальянка Аврора Понселе. У немок и бразильянок очень сильные и сбалансированные команды.

— На твой взгляд, что конкретно тебе ещё нужно подтянуть?

— Как ни странно, пункты кормления. Я не до конца отработала правильную и быструю технику забора питания, чтобы не терять лишние секунды. Надо дорабатывать и финишный рывок, потому что там в одно мгновение можно прозевать решающий спурт соперниц, а времени исправить ситуацию уже не остаётся. Ну и, естественно, надо всё время повышать свою скорость. В мировом плавании скорости очень высоки, они всё больше приближаются к своим «бассейновым» аналогам. 

— С соперницами на дистанциях стычек не бывало?

— Вот, свежий пример в Эйлате. В один из моментов заплыва я попала в самую середину пелотона. Мы плыли так плотно, что и я, и ближайшие соперницы, оказались как бы в заточении. Некоторые буквально «по головам» выбирались оттуда. Приходится толкаться локтями, конечно, как в боксе никого не бьют, но отдельные тычки бывают. Иногда появляется желание ответить, но сразу же вспоминаешь о том, что тогда не миновать дисквалификации. Эта мысль здорово отрезвляет.

— Кстати, «бронза» в Эйлате досталась тебе как раз после дисквалификации олимпийской чемпионки Евы Риштов. Какие были ощущения?

— Какие тут могут быть ощущения, кроме непередаваемой радости? Кстати, за 500 метров до финиша я видела, что Риштов показали красный флаг. Но она почему-то не остановилась и завершила дистанцию. Я поначалу смирилась, что стала четвёртой, хотя было обидно до глубины души — оказаться в одном шаге от пьедестала. И вдруг такой хэппи-энд!

— Ты много путешествуешь. Что больше всего запоминается помимо соревнований и тренировок?

— На сборах у нас больше времени на ознакомительные поездки, экскурсии. А во время соревнований — разве что после заплыва, да и то, если остаются силы. После заплыва на чемпионате мира в Барселоне удалось погулять по этому красивому городу. Архитектура там, конечно, незабываемая. Парк Гуэля, собор Святого Семейства — эти творения знаменитого Гауди сильно впечатлили. 

— С учёбой как? Учителя идут навстречу?

— Проблем с учёбой нет, учителя относятся с пониманием. Всё-таки наша школа № 20 — со спортивным уклоном, преподаватели физкультуры Станислав и Галина Кораблины имеют очень хорошую репутацию в городе. Я и сама выступаю за школу, причём не только в плавании, но и в лёгкой атлетике. В прошлом году победила в составе сборной в эстафете на призы «Липецкой газеты». 

— Никогда не хотелось бросить спорт, плавание?

— Бывало такое. Думаю, что не одну меня посещали такие мысли. Иногда наваливалась такая усталость — причём больше моральная, чем физическая, что хотелось всё бросить. Но проходило время и наступало осознание того, что вкус победы перебивает всё остальное.

— Есть мечта, которую хочешь осуществить?

— Конечно, и это та мечта, которая должна быть у любого спортсмена — олимпийское «золото».

http://www.lpgzt.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.